Внимание! СКИДКИ!

Ozon.ru

А у ваших друзей есть дети? Поделитесь с ними статьей

§ Не раннее развитие, а своевременное

Пример счастливого детства


Друзья мои, спасибо вам за то, что вы активно присоединяетесь в группы в социальных сетях, спасибо за ваши отзывы - доброжелательные, эмоциональные, дружелюбные, мне очень приятно их читать, спасибо и за ваши вопросы, которые вы задаете. 

Сегодня буду отвечать на вопрос который задала одна из читательниц блога - "есть ли вред от раннего развития, так ли оно безобидно, какие оно дает результаты?" В статье я разместила картинки - положительные примеры, того, каким должно быть счастливое детство.

Я часто консультирую людей в рубрике "Вопрос- ответ" и довольно часто вижу вопросы в стиле "моему сыну исполнилось два года, нам уже поздно заниматься по методике Тюленева?", вопросы про буквари, и гордые рассказы про то как рано мы начали считать и читать. 

Моя позиция по этому вопросу такая: я отрицательно отношусь к попыткам изучить с ребенком-дошкольником программу начальной школы.

Развитие эмоциональности


Под ранним развитием подразумевается не столько возможность научить ребенка всевозможным наукам (а я пишу об этом практически в каждой статье!), а скорее возможность развить ребенка духовно, привить ему семейные традиции, воспитать в нем личностные качества, научить отличать добро от зла и многое другое.

Так же отрицательно я отношусь к моде на секции. Представляете себе, что такое для ребенка провести 10 часов в детском саду, где его беспрестанно "дрессируют" - ляг, встань, ешь, занимайся. Я конечно утрирую, но у ребенка получается огромный эмоционально насыщенный рабочий день! А теперь еще представьте себе, что ему после этого еще три раза в неделю надо ходить на тренировку! Я не против тренировок, я за то, чтобы вы реально рассчитывали силы малыша - если он утром не может проснуться в детский сад, если капризен, плаксив -значит он не справляется, надо уменьшить интенсивность тренировок. 

Если ребенок посещает детский сад, то вечерами и в выходные нужно дать ему время, чтобы заняться собой, уединиться, пообщаться со своими игрушками, отдохнуть. 

Вот мое мнение относительно разных методик раннего развития:


Система Монтессори - эмоционально бедна, дети сидят на ковриках и самостоятельно решают свои "задачки", изо дня в день, чем дальше тем сложнее. Мне кажется, эти пособия скорее уместны в начальной школе.

Система Никитиных прекрасно развивает ребенка умственно и физически, но очень эмоционально бедна, состоит из методических материалов: таблиц, кубиков. Авторы воспитали по своей системе семерых детей - ни один из них не стал гением, обычные образованные люди, стоит ли это затраченных усилий? Хотя ничего против игр Никитиных не имею - но с точки зрения раннего развития они не походят, скорее это опять же игры для младших школьников. 

Складовые кубики Зайцева, "Читать раньше, чем ходить", методика Тюленева - они все прекрасны своим необычным подходом к чтению, вместе с тем безумно сложны, ведь вместо обычного сложения 33 букв детям приходится либо заучивать две сотни слогов, либо самому придумывать систему чтения. Мое мнение - ребенок научится читать и считать в начальной школе, так зачем же тратить на это все детство?

Обратите ВНИМАНИЕ, дорогие родители-новаторы: психологи и медики предупреждают АКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД МЛАДЕНЦАМИ НЕ ПРОХОДЯТ БЕССЛЕДНО! Если бы родители знали возрастную психологию, особенности восприятия, мышления и интеллекта ребенка, они бы понимали, что обучать чтению и счету, а так же любой знаковой информации до возраста 5 лет, - это значит НАНОСИТЬ ВРЕД ДЕТСКОЙ ПСИХИКЕ, которая ориентирована на игровые способы познания мира. Если вовремя не остановиться в чрезмерном активном желании воспитать гения, то, возможно придется потом лечить ребенка от психосоматических заболеваний. 

Я ежедневно читаю истории успехов, и часто наблюдаю, что изобретателем стал тот мальчишка, который все детство бегал по гаражам, а тот, который 7 лет посещал конькобежную секцию бросил институт на втором курсе со словами "Уже устал учиться". Так зачем же все это? Мне кажется, что родители сознательно устраняются от необходимости "опуститься" до уровня ребенка, до его интересов и потребностей. Я сама мама и помню как сын меня уговаривал играть в черепаху, ползая по ковру, как мне не хотелось говорить за зайчика, катать машинки. Но это необходимо!

И, в заключение порадую - заметила я в этой тенденции и положительный момент: многие родители слегка поигравшись в модные методики возвращаются к пальчиковым играм, сказкам, подвижным играм - проверенным методикам семейного воспитания, передающимся из поколения в поколение. 

Жду ваших комментариев!
Удачи вам в воспитании маленьких гениев!

5 коммент.:

  • Анонимный says:
    23 июля 2012 г. в 15:07

    Я согласна! Детство должно быть детством. Беззаботным и счастливым!

  • Polina Shabarova | Mindset Coach says:
    28 июля 2012 г. в 02:07

    Я думаю, что вопрос изначально должен стоять так: "Как воспитать ребенка счастливым?" Причем, процесс обучения не менее важен, чем результат. Если всегда оценивать, насколько каждый ваш шаг сделает малыша счастливым и в ближайшей, и в дальнейшей перспективе, то уже одно это поможет интуитивно отказаться от ненужных или даже вредных "методик". Мне кажется, главное - учить кроху смотреть на мир позитивно, широко распахнутыми глазками, улыбаться, смеяться и любить...

  • Ольга says:
    28 июля 2012 г. в 15:19

    А где же знаменитая и набирающая обороты методика Домана-Маниченко? (вот бы где уж развернуться-то критике-то) Главное-идти от ребёнка и его интересов. А вот если я научилась читать в 4 года-это что -уже отклонение от нормы? (это я про знаковую систему с 5 лет)

  • Лесовская Татьяна says:
    30 июля 2012 г. в 11:20

    Ольга, я не стала писать про методику Домана -Маниченко потому, что она в своих целях не сильно отличается от методики Тюленева или Зайцева. Смысл этих методик - подменить естественные потребности ребенка признаками успешности в обществе.

    На мой взгляд естественная потребность ребенка в игре в кубики, в матрешку, кукольный театр не должна подменяться на игру в карточки с буквами. Потому что мир так разнообразен, сегодня ребенок узнает цвета, завтра фактуры, потом заинтересуется животными, растениями, людьми, отношениями, эмоциями. И ведь, чтобы познать все это ему нужно время. А тут мама, вместо того, чтобы помочь ребенку найти на небе Малую медведицу тычет ему в лицо какими-то буквами.
    Зачем?

    В нашем обществе дети которые умеют читать посещают ту же песочницу с детьми, которые не умеют читать. Они не успешнее в играх. В то время как все дети в садике в подготовительной группе будут учиться читать, чем они будут заниматься? Чем их будут занимать в первом классе школы ?
    Что даст им раннее владение чтением? Заменит ли оно им звук материнского голоса, мамины объятия при вечернем чтении книги, смогут ли они научиться выразительному чтению и новым интонациям, если они их не слышали?
    Детям раннего возраста нужны другие книги с крупными буквами, вы ведь не хотите посадить им зрение?
    Насчет интересов ребенка - видела множество детей интересующихся катанием на велосипедах, катанием машинок, ролевыми играми, а детей упрашивающих "Научи меня читать" не видела. Может это от того, что им совсем нечем заняться? Так надо научить их играть. Вы бы лично предпочли прыжкам на скакалке -книжку в детстве. Я бы - нет.
    Я не считаю отклонением от нормы, если ребенка научили рано читать, в конце -концов есть обстоятельства, наши родители не знали ни о каких методиках раннего развития, не читали мнений психологов, а потому воспитывали как умели.
    Я вот научилась читать в 7 лет, в школе. Поэтому прошу вас рассказать, что дало вам то, что вы научились этому раньше, возможно я переменю свою точку зрения. В любом случае, огромное вам спасибо за комментарий, он еще раз заставил меня задуматься об этой проблеме.

  • Лесовская Татьяна says:
    30 июля 2012 г. в 11:26

    Полина, спасибо за вашу точку зрения! Да, я считаю, что если вы дадите ребенку меньше (ну как вам кажется, он будет знать меньше английских слов, чем соседский, или заговорит на два дня позже сверстников) это лучше.
    Ведь самое большое счастье, это когда в доме звучит счастливый смех ребенка, а не его ежедневные капризы от переутомления.
    А знания, это то, что вы всегда успеете наверстать вместе. Но и мотивация у ребенка будет выше, потому, что он будет чувствовать, что его любят, понимают, берегут, уважают его мнение, разделяют его интересы.
    Он и вырастит таким же - отзывчивым, с широко распахнутыми глазами, социальным.

Отправить комментарий

Друзья, у нас вы найдете множество идей для детского отдыха и развития!
Если хотите поделиться идеями для творчества или развивающим занятием, напишите об этом в комментарии!

Ozon.ru