Воспитание ребенка через storytelling или "Рассказывание историй"
Давайте сегодня поговорим о таком эффективном варианте обучения в том числе и маленьких детей, как Storytelling (сторителлинг) или "Рассказывание историй". Специально сразу публикую и вторую часть статьи, называется она "Как использовать Storytelling (сторителлинг) для развития вашего ребенка? Как познакомить ребенка с профессиями родителей?"
Сторителлинг был изобретён Дэвидом Армстронгом, Свою концепцию Армстронг описал в книге "MBSA: Managing by Storying Around". Армстронг отобрал самые яркие истории во внутреннее «Руководство по работе», какой необычный подход, не правда ли? Сборник состоит из рассказов о важных поступках сотрудников и серьезных событиях в жизни компании, расположенных в хронологическом порядке.
И тут вы меня спросите: ну для чего ты нам все это рассказываешь ?
Все вы, безусловно, знаете, что истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или наставления. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.
Кроме того, рассказывание историй является одним из факторов воодушевления детей поступать так или иначе.
Под историей мы с вами будем понимать любое сюжетно связанное повествование, в котором передается какая то ценность.
Я вам рассказала о том, как это применить можно на работе... "а дома?", спросите вы... Да, да, а вы знаете насколько эффективно это можно применить в воспитании детей? Я опробовала сторителлинг со своим сыном и результаты меня впечатлили.
Ребенок очень активно включался в историю, очень внимательно следил за сюжетом и когда главный герой (иногда им был сам ребенок, иногда родители, часто знакомые) попадал в какую - то сложную ситуацию, то ребенок переживал, предлагал пути разрешения ситуации, включал критическое мышление, анализировал, помогал советами, и потом, в течение недели еще несколько раз возвращался к этой теме. Эти истории в нашей семье стали очень любимыми и они оказывают положительное влияние на формирование характера ребенка.
От великолепных зимних картин Роберта Дункана возникает ощущение счастья и праздника! Художник сумел передать радость детей и их настроение!
Позволю себе одно замечание: не перегружайте рассказ сложными правилами, не надо в него загружать все знания, которые вам доступны, используйте одну историю для одного правила, а другую для другого. Не забывайте использовать мимику, жестикуляцию, - дети это очень любят. Если вы рассказываете о поведении самого ребенка в детстве, покажите фотографию, видео, покажите фото другого ребенка в журнале, дайте послушать детскую запись с телефона.... И обязательно заканчивайте такие истории позитивно, даже если главный герой потерял телефон, то в конце он должен иметь другой телефон и уже более бережно к нему относиться. Герой должен делать выводы из своих поступков с помощью подсказок ребенка.
Если ребенок сделал что - либо хорошее и вы хотели бы это закрепить, то тоже используйте сторителлинг. Рассказывайте знакомым и друзьям ребенка красочно об этом поступке. Можете разыгрывать спектакли с помощью кукол. Фантазируйте, импровизируйте!
Для того, чтобы история имела успех у маленького ребенка, она должна быть "прилипчивая", а именно, она должна быть:
- простой, настолько, чтобы он мог ее пересказать неожиданной, чтобы его заинтересовать
- конкретной, чтобы ему было понятно "точно в граммах" где происходило действие, кто главное действующее лицо, какое действие произошло, как долго длилось, какие чувства и эмоции испытали участники, какие выводы можно сделать из ситуации
- реалистичная - история должна быть похожа на события окружающего мира
- эмоциональная - без эмоций истории сами по себе не селятся в воображении детей
и главное! история должна быть просто хорошая! Добрая, милая, позитивная, дарить правильный опыт.
Главный критерий хорошей истории - если историю может пересказать ребенок, значит он ее понял, значит она понравилась, значит она на него оказала задуманное влияние, а если не задуманное :) то вы из пересказа тоже это узнаете.
Вы можете брать истории из своей жизни, можете вычитывать их из журналов и газет, брать из радиоэфиров или телевизионных передач и обсуждать с детьми, переосмысливая данные ситуации.
Обычно я рассказываю истории своему сыну на 3-10 минут, чаще из собственного опыта, о том, как я достигла какого-то результата. Но бывает, что и от другого лица, могу, например, рассказать о чем размышляет осеннее дерево или белочка. В начале истории я обычно рассказываю ребенку, почему эта история нравится мне, чем она меня заинтересовала, что в ней необычного и откуда она появилась. История должна быть трансформирующей, то есть запускать у ребенка процесс появления правильных с точки зрения взрослого мыслей, не обязательно говорить ребенку что цель этой истории воспитать из него или нее доброго мальчика/девочку. Историю можно рассказывать несколько раз, если она нравится ребенку и можно после истории затеять дискуссию с ребенком.
Можно попробовать задать ребенку наводящие вопросы, которые натолкнут ребенка на размышления, например, такие:
Тебе понравилось? А что в этой истории было необычного?
Давай расскажем эту историю вечером папе (бабушке) ?
Как бы ты поступил на месте героя? Ты думаешь, что он изменился, понял свою ошибку? Больше так не поступит?
Давай подумаем, что можно в истории изменить?
Я обязательно приведу примеры таких историй в следующих статьях, еще много мыслей у меня осталось на эту тему. Ждите новых историй!
И пусть в вашем доме звучит счастливый детский смех!
Удачи вам в воспитании маленьких гениев!
0 коммент.:
Отправить комментарий
Друзья, у нас вы найдете множество идей для детского отдыха и развития!
Если хотите поделиться идеями для творчества или развивающим занятием, напишите об этом в комментарии!